Заоблачное кино
Оборудование корпоративного самолета VIP класса системой домашнего кинотеатра и системой мультирум.
- Домашний кинотеатр – Sherwood;
- Аудио видео мультирум – ELAN;
- Управление Crestron.
- серийный самолет Ty-134Б, переделанный под VIP вариант;
- три физически разделенных салона для пассажиров различных классов VIP, 2-й и 3-й салон.
Заоблачное кино – так называлась статья, опубликованная в журнале “Коммерсант Деньги” в мае 2003г., в которой собственно и рассказывалось об этом проекте.
Вообще говоря, самолеты – это не наша специализация, однако, когда однажды дружественная тюнинговая компания предложила нам участие в совместном проекте, мы не смогли избежать соблазна испытать свои силы. В результате мы оборудовали в общей сложности четыре самолета: три Ту-134 и один Як-42. Два из них принадлежали частным лицам из дружественного Казахстана, а два – российским корпорациям. Тот, о котором пойдет речь, был третьим по счету и предназначался для перевозки руководства одной из российских компаний вместе с сопровождающими лицами.
С самого начала работы над проектом мы столкнулись с неожиданными трудностями. Конечно, в то время существовали различные европейские и американские аналоги, которые устанавливались на западные самолеты бизнес класса. Однако, во-первых, стоимость их далеко выходила за рамки утвержденного бюджета, а во вторых все оборудование все равно надо было сертифицировать в России.
К тому же нам выдвинули требование по температурным режимам, которые не встречаются в Европе и Америке. Там, если такой самолет прибывает куда то на север или, скажем, в Техас, его быстренько убирают в ангар и там он ожидает своего следующего полета. В наших условиях об этом можно только мечтать. Скажем, наш VIP самолет спокойно может простоять где-нибудь в Норильске неделю при температуре -40С, потом его за два часа до приезда главного пассажира разогревают мощным потоком горячего воздуха до нормальной температуры.
Такой режим мы испытали на себе зимой, в Минске, когда во время работы сотрудники завода решили немного подогреть объект. В результате люди в носу работали в майках и обливались потом, а в хвосте все равно приходилось надевать куртки и перчатки.
Вторая проблема была очевидна – вибрация. Все-таки бытовой DVD не предназначен для работы в таких условиях.
Ну и третье – электрическая сеть, которая на самолете имеет весьма специфические параметры, к тому же на земле самолет подсоединяется к обычной сети, поэтому реально проверить как будет вести себя оборудование можно было только в условиях полета. Так что пришлось работать в условиях повышенной неопределенности.
Решение по оборудованию пришло довольно быстро – было решено использовать в основном автомобильные аппараты – по крайней мере они были наиболее близки по своим эксплуатационным характеристикам к условиям поставленной задачи. Всю проводку – типы используемых кабелей, кабельные трассы – разрабатывали в КБ Туполева. Они же визировали все наши чертежи и блок-схемы и отвечали за утверждение проекта в регистрирующих органах. Безусловно, без них мы бы не справились с поставленной задачей.
В самолете мы занимались только электроникой. В основу проекта было положено разделение самолета на зоны. Смысл в том, что внутри салона перегородками выделено четыре участка. Ближе всего к носу - кухонная зона, потом идет первый салон (VIP), далее второй и третий салоны. В первом салоне, соответственно, летит самый важный пассажир, во втором салоне — его окружение, в третьем — остальные пассажиры. Согласно этой схеме распределены приоритеты и по нашим системам. Домашний кинотеатр как таковой находится только в первом салоне. Здесь же установлено оборудование с максимальными возможностями по управлению изображением и звуком. Во втором и третьем салонах реализовано решение на базе мультирумного процессора Elan, что позволило всем пассажирам слушать и смотреть различные источники с помощью мониторов, встроенной акустики и инфракрасных наушников.
Всей системой можно было управлять либо с кнопочных панелей Elan, либо с панелей управления Crestron (VIP салон).